Главная Софья Мотовилова Виктор Кондырев Александр Немец Благодарности Контакты


Биография
Адреса
Хроника жизни
Семья
Произведения
Библиография
1941—1945
Сталинград
Бабий Яр
«Турист с тросточкой»
Дом Турбиных
«Радио Свобода»
Письма
Документы
Фотографии
Рисунки
Экранизации
Инсценировки
Аудио
Видеоканал
Воспоминания
Круг друзей ВПН: именной указатель
Похороны ВПН
Могила ВПН
Могилы близких
Память
Стихи о ВПН
Статьи о ВПН
Фильмы о ВПН
ВПН в изобр. искусстве
ВПН с улыбкой
Поддержите сайт



Статьи о Викторе Некрасове и его творчестве

Борис Слуцкий

 
Борис Слуцкий,
Венгрия, 1945
Слуцкий Борис Абрамович (7 мая 1919, Славянск — 23 февраля 1986, Тула, похоронен в Москве) — поэт. Член СП СССР с 1957 года.

Учился в Московском юридическом институте (1937—1941) и одновременно в Литературном институте им. Горького (окончил в 1941).

В 1941 году опубликовал первые стихи.

Участник Великой Отечественной войны.

С июня 1941 рядовой 60-й стрелковой бригады. С осени 1942 года инструктор, с апреля 1943 года старший инструктор политотдела 57-й дивизии.

Несмотря на то, что был политработником, постоянно лично ходил в разведпоиски.

На фронте был тяжело ранен. Уволен из армии в 1946 году в звании майора.

Первая книга стихов — «Память» (1957).

Автор поэтических сборников «Время» (1959), «Сегодня и вчера» (1961), «Работа» (1964), «Современные истории» (1969), «Годовая стрелка» (1971), «Доброта дня» (1973), переводов из мировой поэзии.

 

Достоверность

«Искусство кино», 1965, № 2, стр. 52—53

* * *

* * *

Девять пет назад фильм «Солдаты» прошел стороной. Произведение недолговечнейшего искусства — кинематографа, по существу, пролежало девять лет в кладовых кинопроката и стало не хуже, а лучше. Точнее, я убедился, оно стало своевременней. Двухсерийная, дорогостоящая «Сталинградская битва», снятая тоже не очень давно, не существует как факт искусства. А скромным «Солдатам», мне кажется, предстоит еще долгий путь по экранам.

Этот факт многозначителен. Одною талантливостью режиссера А. Иванова, писателя В. Некрасова, оператора В. Фастовича его не объяснишь. И «Сталинградскую битву» делали крупные мастера кино.
Важнее другое.

В основе «Солдат» лежит историческая правда. В основе «Сталинградской битвы» — историческая неправда.

В фильме А. Иванова битву на Волге ведет и выигрывает вся армия, весь вооруженный народ. Герой фильма лейтенант Керженцев говорит: «...на машинах трое, прошедших пол-Украины, трое солдат не существующего уже полка... Валега, Седых и я».

Значит, «Солдаты» — это солдаты и офицер Керженцев. Из фильма следует, что и генерал, пришедший в окопы ставить боевую задачу, и начальник политотдела, ведущий собрания в сотне метров от противника, и медсестры, и командир полка — все они солдаты, соучастники победы. Более того, в войне участвуют старики —крестьяне, яростно требующие у Керженцева, чтобы он не отступал дальше, и та старуха, которая уже в первом кадре, прикрыв рот рукой, горестно глядит на отступающие войска.

Так было в жизни. Так снято в фильме. Поэтому фильм не состарился за девять лет.

У авторов «Сталинградской битвы» война — это стратагема, решаемая в теплом кабинете одним человеком. Солдат нет. Есть марширующие солдатики. После того как почти сто лет назад Л. Н. Толстой издевался над «erste Kolonne marschiert, zweite Kolonne marschiert», был снят фильм, где война изображалась в виде первой, второй и многих других колонн, марширующих по слову гения.

У общей идеи «Солдат» есть еще одна сильная сторона. А. Иванов писал:
«...оказалось, что в окопах Сталинграда кроме бомб и снарядов было еще и другое — великая дружба. Великая дружба совершенно различных людей, которых сплотило одно: «Мы знаем, за что и во имя чего мы воюем».

Фильм правдиво свидетельствует, что в пору войны народ и армия были едины не благодаря сложной системе подозрений и наказаний, а благодаря доверию и братству, рожденному единством цели и общностью переживаний.

Единственный отрицательный персонаж фильма — начальник штаба Абросимов. Это прежде всего человек, который не доверяет своим товарищам и подчиненным. Сценарист сделал Абросимова трусом, карьеристом и бесталанным воякой. Люди, не верящие в народ, часто бывали трусами и карьеристами. Но они терпели поражение и тогда, когда были храбры и талантливы. Проваливались вследствие неверной оценки главного — положительных возможностей человека.

На собрании в подвале Абросимов заявляет: «Я могу сказать только одно. Командиры берегут людей и боятся идти в атаку. А на войне воевать надо».

Абросимов не понимает, что «воевать надо», любя людей, «оберегая их». Это непонимание важнее, чем его трусость, его бесталанность, которые могли быть, а могли и не быть.

Собрание превращается в суд над Абросимовым — прообраз большого суда народа над неверием в людей, над жестокостью и подозрительностью.
Эта сцена — одна из самых сильных в фильме.

В фильме есть правда истории, но в нем есть и правда факта. События осени 1942 года отдалены от нас всего двумя десятилетиями. Сотни тысяч людей, сражавшихся на Волге, и несколько миллионов, воевавших на других фронтах, живы. Их коробят любые натяжки, любые неточности — не только в главном, но и в неглавном. Так вот, по части фактической достоверности, по части того, как выглядят ватники, коптилки или окопы полного профиля, как вылезают из окопов полного профиля солдаты, когда им приказано идти в атаку, и как запахнуты халаты у раненых в армейских госпиталях, по части всех этих важных подробностей, из которых складывается фронтовой быт, в фильме все обстоит благополучно. Перед тем как стать профессионалом-сценаристом Виктор Некрасов был — и длительно — профессионалом-военным. Это — чувствуется.

Фильм черно-белый. Это совершенно правильно. Многокрасочность — неотъемлемое свойство войн прошлого, когда не было авиации и снайперов, когда золото погон и расцветка мундира помогали солдатам узнавать командира. Цвет второй мировой войны (равно как и первой мировой) — это разные оттенки хаки. Камуфляжем, подгонкой к цветам местности занимались целые подразделения. Чем бесцветнее, чем ближе к земле, к траве, к снегу, тем безопаснее. Это было правило обеих мировых войн и многих малых войн XX века. Для современных батальных фильмов цветная пленка ни к чему. Неправдивость «Падения Берлина» сказывалась, между прочим, и в том, что это был многокрасочный фильм о черно-белой войне.
Иванов и Фастович предпочитают не живопись, а графику. Это усиливает достоверность их работы.

В фильме заняты мало знакомые зрителю актеры. Единственное исключение — Кмит. Смоктуновский в 1956 году только начинал сниматься. Отказ от премьерства в выборе актеров подчеркивает, как мне кажется, общенародный характер войны. Фильм бесфабулен. А. Иванов заявлял: «Вряд ли нужно и можно рассказывать содержание этого фильма. В нем нет сюжета в том смысле, как это обычно понимается».

Это неточно. Фильм переполнен содержанием. Судьба шести или семи людей, связанная с судьбой всего народа в ответственный момент его истории, — это и есть содержание. Но фабулы в «Солдатах» действительно нет. Современные большие войны бесфабульны. Фабульны действия разведчиков, летчиков. Но для батальона, зарывшегося в землю и воюющего с зарывшимся в землю, почти невидимым батальоном противника, батальона, поведение которого ежечасно изменяется вследствие приказа свыше и вследствие поведения противника, для такого батальона подходящий жанр — художественная хроника. Этот жанр закономерно избран авторами «Солдат». Фильм немногословен. На десять частей — несколько недлинных разговоров, одно короткое собрание. Всего несколько сот отрывистых фраз. Это радует не только по контрасту с половодьем разговоров в современном звуковом кино. Инфляция слова ведет к утрате киноспецифики, к отказу от способов выразительности, присущих не театру, не литературе, а кинематографу.

Кадр из фильма «Солдаты»

Немногословность фильма соответствует немногословности войны, ее передовой линии. Советская Армия состояла из единомышленников. Убеждать друг друга в том, что фашисты — враги, что их нужно уничтожить, осенью 1942 года не приходилось. Окопы — неподходящее место для длинных речей. Хорошо, что этих речей нет в фильме. Зато сценарист максимально использует отпущенные ему немногие сотни фраз. Три командира — Чумак, бывший шофер и матрос, Керженцев, бывший архитектор, Фарбер, бывший математик, — охарактеризованы во всей полноте возрастной, профессиональной, национальной, культурной своеобычности. Охарактеризованы не только действиями, но и речью. В. Некрасов нигде не прибегает к многозначительному мычанию. Его герои — и солдаты и офицеры — говорят кратко, но умно и точно.

Итак, достоверность, иными словами — реализм, правдивость — главное качество фильма. Он предварил правдивые фильмы о войне последних лет точно так же, как повесть В. Некрасова обогнала свою литературную эпоху, во многом предваряя наше время.


 

Фильм «Солдаты» (1956)


 
 

Обложка и титульный лист книги стихов Бориса Слуцкого «Доброта дня»
с автографом для Виктора Некрасова.
Из библиотеки Сергея Израйлевича
 

2014—2024 © Международный интернет-проект «Сайт памяти Виктора Некрасова»
При полном или частичном использовании материалов ссылка на
www.nekrassov-viktor.com обязательна.
© Viсtor Kondyrev Фотоматериалы для проекта любезно переданы В. Л. Кондыревым.
Flag Counter