Главная Софья Мотовилова Виктор Кондырев Александр Немец Благодарности Контакты


Биография
Адреса
Хроника жизни
Семья
Произведения
Библиография
1941—1945
Сталинград
Бабий Яр
«Турист с тросточкой»
Дом Турбиных
«Радио Свобода»
Письма
Документы
Фотографии
Рисунки
Экранизации
Инсценировки
Аудио
Видеоканал
Воспоминания
Круг друзей ВПН: именной указатель
Похороны ВПН
Могила ВПН
Могилы близких
Память
Стихи о ВПН
Статьи о ВПН
Фильмы о ВПН
ВПН в изобр. искусстве
ВПН с улыбкой
Поддержите сайт


Виктор Некрасов в изобразительном искусстве

Скульптор Макс Гельман

Гельман Макс Исаевич (10 декабря 1892, Одесса — 16 декабря 1979, Киев) — скульптор и педагог. Профессор (1939). Член Союза художников УССР (1939).

В 1916—1917 гг. учился в школе Товарищества художников в Петрограде, а в 1921—1922 гг. — в Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС) в Москве, в 1922—1925 гг. — в Высшем художественно-техническом институте (ВХУТЕИН) в Ленинграде, в мастерской А. Т. Матвеева.

В 1926—1963 гг. преподавал в Киевском художественном институте. В 1937—1950 гг. — декан скульптурного факультета, в 1937—1950 гг. — заведующий кафедры скульптуры.

Среди его учеников: Галина Петрашевич, Оксана Супрун, Ольга Рапай и др.

Входил в дружеское окружение многих известных писателей и поэтов: О. Мандельштама, И. Бабеля, И. Ильфа и Е. Петрова, Э. Багрицкого, Ю. Олеши, В. Катаева и др.

Работал в технике станковой скульптуры.

Принимал участие в выставках: республиканских с 1927 года, всесоюзных с 1947 года.

Произведения: памятник Карлу Марксу в Одессе (1920), «Воздушный часовой» (1928), «Буденновец» (1935), «Колхозница» (1936), «Материнство» (1937), «На заставе» (1937), «Боевая подруга» (1943), «Они воевали за Родину» (1947), «Фашисты здесь не пройдут» (1947), «Проба стали» (1968).

Портреты: инженера-изобретателя М. Караковского, Героя Советского Союза Л. Павлюченко (1945—1967), писателей М. Коцюбинского (1939), Н. Терещенко, Г. Шкурупия, В. Подмогильного, поэта Н. Ушакова, художников Е. Михайлова, Ф. Нирода (1966), артистов В. Топоркова (1939), М. Донца (1941) и М. Заньковецкой (1957), «Жанна» (1968), поэтесс Л. Скирды (1970) и И. Жиленко (1971), художников В.Касияна (1945), И. Плещинского (1945), Ф. Нирода (1968) и Г. Якутовича (1974), О. Штильмана — сына художника И. Штильмана (1972) и др.

Шевченковской теме посвящены конкурсный проект памятника поэта для Харькова (тонированный гипс, 1933), барельеф «На панщине» (глина, 1938), скульптурные композиции «Т. Г. Шевченко в Петербурге» (тонированный гипс, 1939) и «Т. Г. Шевченко» (1954).

Гельман был автором оригинальных скульптур спортсменов («Теннисистка» и др.), которые были установлены в 1930-х гг. в Киеве перед входом в ресторан «Динамо».

Автор ряда книг и статей по истории скульптуры, написанных совместно с Людмилой Сак, в частности «О композиции в скульптуре» (Киев, 1959) и автор многочисленных статей по вопросам искусства для ряда энциклопедических изданий, в т.ч. в соавторстве с М. Трубецкой.

Записал высказывания своего учителя А. Т. Матвеева во время занятий со студентами (1930—1940-е годы), которые опубликованы в монографии Е. Муриной «Александр Терентьевич Матвеев», издательство «Искусство». Москва. 1964. стр. 78—80.

Жена — художница Мария Трубецкая.




Виктор Некрасов и Макс Гельман, Киев, 1971 г.
Фотография Бориса Стукалова


Дарственная надпись Виктора Некрасова
на книге для Макса Гельмана, 1952

(из коллекции Якова Бердичевского)


Обложка книги Титульный лист с дарственной надписью

«Дорогому Максу Исаевичу Гельману от бывшего его ученика по "объему и пространству" в знак искренней любви и уважения. В. Некрасов. 16/XI 52.»



Бюст Виктора Некрасова
работы скульптора Макса Гельмана,
Киев, 1954




Бюст Виктора Некрасова работы скульптора Макса Гельмана, Киев, 1954




Бюст Виктора Некрасова работы М. Гельмана на выставке в Музее Крещатика, Киев, 2009 г.
(фотография прислана О. Войтовичем, из архива Аркадия Третьякова).


Из воспоминаний Виктора Кондырева

"Макс Гельман сделал бюст Виктора Некрасова из гипса. Из бронзы он почему-то не состоялся. И это сам ВПН, наверное, в пятидесятые годы, раскрасил рубашку белой краской и приклеил к губам папиросный бычок. Но потом, надо полагать, краска сошла и остался первозданный цвет патинированного гипса (я видел в самом начале шестидесятых, на шкафу в коридоре в Пассаже, лишь приклеенный бычок, а краски уже не было). Но следы краски, видимо, оставались и новый хранитель бюста покрасил рубашку снова в белый цвет, восстановив некрасовскую хохмочку...

Последним, у кого хранился бюст после Викиного отъезда заграницу, был Гелий Снегирёв. Я хорошо помню его, накануне отъезда Вики, стоящего на лестничной площадке в открытом проёме двери, уходящего с шуточками из квартиры ВПН, с бюстом подмышкой... Ну, а потом Гелия арестовали и бюст, видно, перешёл в другие руки (может, Катрин, жена Гелия его кому-то и отдала, чтобы избавиться).

Я, повторюсь, застал бюст, когда он был одноцветным, но где-то уже видел его в раскашенной белой рубашке..."

Март 2021 г.



Дружеский шарж Виктора Некрасова
на Макса Гельмана, 1960-е гг.



Карандаш, 13,5 х 12 см, 1960-е гг.



  • Фаина Браверман «Парижская встреча»


  • 2014—2024 © Международный интернет-проект «Сайт памяти Виктора Некрасова»
    При полном или частичном использовании материалов ссылка на
    www.nekrassov-viktor.com обязательна.
    © Viсtor Kondyrev Фотоматериалы для проекта любезно переданы В. Л. Кондыревым.
    Flag Counter