|
Виктор Некрасов в изобразительном искусстве
Зиновий Толкачев
|
Зиновий Толкачев, Киев
Фотография из архива семьи Толкачева |
Толкачев Зиновий Шендерович (23 февраля 1903, местечко Щедрин, ныне Гомельская область — 30 августа 1977, Киев) — график и живописец.
После окончания ремесленного отделения Киевского казенного училища Зиновий Толкачев полгода учился в художественной школе, которую вынужден был оставить в связи с тяжелым материальным положением.
Принимал участие в гражданской войне, работал в политотделе 14-й армии.
В 1919–1920 гг. учился в Москве во ВХУТЕМАСе у П. Кончаловского и А. Осмёркина.
В 1920 году вернулся в Киев, был заведующим политпросветом Подольского, а затем Шулявского райкомов комсомола. В 1923 году его направили учиться в Коммунистический университет имени Артема в Харькове. Там он много рисовал («Товарищ с книжкой», «Портрет Гастева», «К. Либкнехт»), оформлял сборники стихов М. Голодного (1903—1949), М. Светлова.
В 1925–1927 гг. служил в Красной армии; на армейских впечатлениях основаны отличающиеся поэтичностью и пластической выразительностью литографии «Пулеметчик», «Товарищ с маузером» (обе — 1927), «Жажда», «Нежность» (обе — 1928).
В 1928–1930 гг. учился на полиграфическом факультете Киевского художественного института у Ф. Кричевского.
В 1930-е гг. занимался книжной графикой, создал иллюстрации к широко известным литературным произведениям (в том числе «Мать» М. Горького, «На западном фронте без перемен» Э. М. Ремарка), а также цикл литографий «Трипольская трагедия» (1937) и др.
В 1940 году стал профессором Киевского художественного института.
Находясь в 1941–1945 гг. в рядах Красной армии, Толкачев продолжал рисовать и создал графические циклы «Оккупанты» (1941–1943; выставки — Пятигорск, Армавир, Мары, Уфа, Москва).
Осенью 1944 года в составе действующей армии оказался в Польше, в местечке Соколув вблизи Майданека, а в конце января 1945 года Толкачев был прикомандирован к воинской комиссии по расследованию преступлений в концлагере Аушлиц.
Он прибыл в этот лагерь буквально через несколько часов после того, как туда вошли части Красной Армии. Художник стремится немедленно запечатлеть увиденное и записать голоса жертв. Когда у Зиновия Толкачева закончилась бумага, в одном из штабных помещений он нашел официальные бланки на которых черной типографской краской было написано: «Комендант концлагеря Аушлиц». Художник рисует на них.
Альбомы «Местечко» (1945), «Майданек» (1944–1945), «Цветы Освенцима» (1945) были изданы в Варшаве в 1945–1946 гг. В те же годы антинацистские циклы (рисунки и пастели) были выставлены в Люблине, Жешуве, Кракове, Катовицах, Лодзи, Варшаве и вызвали огромный общественный и политический резонанс.
Альбомы «Майданек» и «Цветы Освенцима» от имени польского правительства были разосланы главам четырех великих держав антигитлеровской коалиции, министрам союзных государств, военачальникам. В послевоенном Советском Союзе эти яркие, эмоциональные свидетельства величайшей трагедии (в особенности страдания детей — «Цветы Освенцима») и Катастрофы европейского еврейства («Христос в Майданеке») не только не были выставлены, но и вызвали травлю в период кампании против «космополитов».
В последующие годы Толкачев выполнил серию портретов украинских писателей, иллюстрировал книги (Б. Брехт «Мамаша Кураж и ее дети», 1965, тушь), продолжал работать над серией «Местечко». В 1961–1963 гг. он вернулся к теме лагерей смерти; в 1965 году в Киеве вышел альбом «Освенцим» (26 листов, предисловие Л. Первомайского) в расширенном издании — М., 1969 (80 листов, предисловие А. Борщаговского (1913–2006)). Скупые экспрессивные карандашные рисунки, выполненные на бланках комендатуры Освенцима и освенцимского отделения концерна «И. Г. Фарбениндустри», составляют единое целое с прежними антинацистскими циклами.
Портрет
Виктора Платоновича Некрасова,
1948
|
Портрет
Зинаиды Николаевны Некрасовой,
1961
|
|
|
Портрет Виктора Платоновича Некрасова.
Бумага, уголь, пастель,
35 х 42 см, Киев, 1948
|
Портрет Зинаиды Николаевны Некрасовой.
«Виктору Некрасову — Зиновий Толкачев, 1961».
Бумага, уголь, пастель,
40 х 50 см, Киев, 1961
|
Портрет
Виктора Платоновича Некрасова, 1948
Портрет Виктора Платоновича Некрасова, уголь, Киев, 1948
«Я не знаю документов — именно документов! —
сильнее этих набросков Зиновия Толкачева»
Виктор Некрасов
Автолитография Зиновия Толкачева (№ 1) «Майданек», 1945, 21 х 14 см.
Обложка альбома. Архив Виктора Некрасова
|
|
Автолитография Зиновия Толкачева (№ 2).
«Циклон "Б"». Из серии «Цветы Освенцима», 1945.
(К выставке «Цветы Освенцима» был сделан такой же плакат).
107 х 77 см |
Оборотная сторона автолитографии
|
Деталь оборотной стороны
Подпись художника
Автолитография Зиновия Толкачева (№ 3) «В Майданеке» (I).
Из серии «Майданек», 1944. 26 х 36 см
Дарственная надпись Виктору Некрасову, 25.5.1948
Цветная автолитография Зиновия Толкачева (№ 4). Талескотен.
Из серии «Майданек», 1944.
25 х 20 см
Дарственная надпись Виктору Некрасову, 25.5.1948
Цветная автолитография Зиновия Толкачева (№ 5) «На Майданке».
Из серии «Майданек». 17 х 25 см
Дарственная надпись Виктору Некрасову, 25.5.1948
Литография Зиновия Толкачева (№ 6) «С работы».
Из серии «Освенцим». 13 х 18,5 см. Подпись художника
Цветная автолитография Зиновия Толкачева (№ 7) «Газовая камера "Б"».
Из серии «Майданек». 18 х 26 см
Дарственная надпись Виктору Некрасову, 25.5.1948
Цветная автолитография Зиновия Толкачева (№ 8) «Кремпецкий лес».
Из серии «Майданек».
18 х 24,5 см
Дарственная надпись Виктору Некрасову, 25.5.1948
Автолитография Зиновия Толкачева (№ 9) «Дети из Освенцима».
Из серии «Цветы Освенцима», 1945.
18 х 23,5 см.
Подпись художника
|
|
Автолитография Зиновия Толкачева (№ 10) «Нашли товарища».
К стихотворению Л. Первомайского «В пургу».
20 х 24 см.
«Виктору Некрасову»,
подпись художника, дата неразборчива |
Оборотная сторона автолитографии
|
|
|