Круг друзей и знакомых Виктора Некрасова — Киев
Михаил и Нина Болотовы
Болотов Михаил Григорьевич (1881 — 1958) — фотограф.
Работал в фотолаборатории Киевского института рентгенологии.
Cнимал старую архитектуру и связанные с ней интересные уголки старого Киева. Только после его смерти сначала в Киевском музее русского искусства, потом уже в Москве, благодаря усилиям Виктора Некрасова, в Доме Архитектора вся эта серия была выставлена и, особенно в Москве, выставка прошла с большим успехом.
Жена — Болотова Нина Мелитоновна, тоже фотограф, работала вместе с мужем.
Михаил и Нина Болотовы были друзьями Виктора Некрасова.
Автопортрет
Дружеский шарж Виктора Некрасова на Михаила Болотова, 9,5 х 12 см, конец 1940-х
Вилен Барский
О Михаиле и Нине Болотовых
и Викторе Некрасове
<...>
Как раз тут и место помянуть добрыми словами чету Болотовых, у которых я познакомился с Сухомлиным. Оба фотографы. Михаил Григорьевич Болотов — прекрасный фотограф, который всю свою долгую жизнь снимал старую архитектуру и связанные с ней интересные уголки старого Киева, притом совершенно не рассчитывая ни на какие гонорары. Он вместе со своей женой работал в фотолаборатории киевского Института рентгенологии. Серия его фотографий Киева великолепна. Только после его смерти сначала в Киевском музее русского искусства, потом уже в Москве, в Доме Архитектора была вся эта серия выставлена и, особенно в Москве, выставка прошла с большим успехом.
Болотов и его жена Нина Мелитоновна, которая относилась ко мне как к родному сыну, и которую я почитаю своей второй матерью, были люди редкие, удивительные. Это была ниточка в старое доброе время России. Я не хочу идеализировать — скажем так — доброе по сравнению с нашим. Это были честнейшие душевные люди. Немногие из уцелевших от старых времен, сохранившие обаяние этих времен, не «перекованные», не «перестроившиеся», и к тому же живые.
Через Болотовых познакомился я с Виктором Платоновичем Некрасовым, с которым я общался, пожалуй, с конца студенческих лет. Некрасов в Киеве был своего рода либеральным институтом, центром притяжения для многих (еще задолго до его открытых конфликтов с властью). Я очень любил его. Эта любовь была внелитературной. Он мне был дорог тогда не столько как художник /хотя «В окопах Сталинграда» я в ранней молодости любил — тем более, что в городе и во времени, описанном в книге, я сам жил двенадцатилетним мальчишкой/, сколько как честный человек просто, и «В окопах» ведь была тоже просто честная книга.
В.П. обладал талантом естественной и открытой контактности с любым человеком, даже случайным человеком улицы, и изумительной наблюдательностью. Обаяние его было велико. Атмосфера его дома, со старой почитаемой мамой Зинаидой Николаевной, с ее неизменным вопросом ко мне, когда я приходил — «Виля, когда вы пригласите нас на свой вернисаж?» (привычки парижской ее молодости), с обедами в старом стиле, с разложенными столовыми приборами, с салфетками в старинных желтоватых, слоновой кости кольцах и т.д. и т.п. Для меня — советско-столовского человека в этом было особое очарование. Я как бы участвовал в хэппенинге старого быта, который был тут еще живой жизнью.
Но все не было так идиллично, как могло показаться — в тайниках, в разных местах квартиры стояли начатые или недопитые бутылки — хозяин пил и тяжело пил (речь уже о более поздних годах) — внутренний конфликт должен был как-то реализовываться, но этим не снимался.
От В.П. я впервые услышал о Солженицыне. Мы встретились как-то с В.П. на Крещатике — Виля, скоро Вы узнаете, прочтете в «Новом мире», это такая вещь, вот увидите, готовьтесь! — восторженно говорил он мне, имея ввиду готовящуюся публикацию «Ивана Денисовича».
За несколько дней до отъезда Виктора Платоновича на Запад мы с Лилей зашли проститься. Посидеть у него можно было очень недолго, ему с женой нужно было в нотариальную контору и мы прощально проводили их вверх по крутой Лютеранской (Энгельса) до самых дверей конторы.
<...>
Фотоэтюды Михаила Болотова
Альбом
Подарок Нины Болотовой Виктору Некрасову
|
|
Обложка фотоальбома
|
Дарственная надпись Нины Болотовой для Виктора Некрасова, 27.X.1963 |
Автопортрет
|
|
Лист 1-й. Софийский собор — Колокольня (с площади) |
Лист 2-й. Софийский собор — 2 апсиды алтарной стены |
|
|
Лист 3-й. Украшение бокового фасада Софийского собора — Эмблема солнца (на фронтоне) |
Лист 4-й. Софийский собор — Митрополичий дом
|
Лист 5-й.
Брама Заборовского — Фронтон, Софийский заповедник
|
|
Лист 6-й. Андреевская церковь (силуэт) |
Лист 7-й. Дом игуменьи Вознесенского Флоровского монастыря |
Лист 8-й
Воскресенская церковь Вознесенского Флоровского монастыря
|
|
Лист 9-й. Ворота Ильинской церкви |
Лист 10-й. Никольский военный собор. Боковой вход |
|
|
Лист 11-й. Церковь Спаса на Берестове |
Лист 12-й. Кирилловская церковь — Алтарные апсиды |
Лист 13-й.
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, колокольня (слева) и
каменная стена на Дальних пещерах Киево-Печерской лавры
|
|
Лист 14-й. Михайловская церковь Выдубицкого монастыря
|
Лист 15-й. Михайловская церковь Выдубицкого монастыря — Южная стена |
|
|
Лист 16-й. Покровская церковь на Подоле — Северное крыльцо |
Лист 17-й. Покровская церковь на Подоле |
Виктор Некрасов «Фотография? Нет, искусство!..»
Вилен Барский