Круг друзей и знакомых Виктора Некрасова — Киев
Леонид Осыка
Осыка Леонид Михайлович (8 марта 1940, Киев — 16 сентября 2001, Киев) — кинорежиссёр и сценарист. Заслуженный деятель искусств УССР (1988). Народный артист Украины (1998). Лауреат Государственных премий Украины имени Тараса Шевченко и Александра Довженко. Имя режиссера внесено в «Золотые имена Украины».
Окончил Одесское театрально-художественное училище (1959), затем — ВГИК (1965).
С 1965 года работал на Киевской киностудии имени А. Довженко.
Фильмография:
1965 — «Входящая в море»;
1966 — «Кто вернётся — долюбит»;
1968 — «Каменный крест»;
1971 — «Захар Беркут»;
1973 — «Дед левого крайнего» (также автор сценария);
1976 — «Тревожный месяц вересень»;
1978 — «Море» (также автор сценария);
1982 — «…которого любили все» (документальный);
1985 — «Поклонись до земли»;
1987 — «Войдите, страждущие!»;
1989 — «Этюды о Врубеле» (также соавтор сценария, совместно с С. И. Параджановым);
1991 — «Подарок на именины» (также автор сценария);
1993 — «Гетманские клейноды» (также автор сценария).
Секретарь правления Союза кинематографистов Украины (1990—1993).
Жена — заслуженная артистка Украины Светлана Александровна Князева (род. 1961). Автор книги о Леониде Осыке «Такая вот жизнь и такое кино: по дневникам (1984—1994)». — Киев, 2010.
Отрывок из книги Светланы Князевой
«Такая вот жизнь и такое кино: по дневникам (1984—1994)». — Киев, 2010. — 360 с. — с. 269—271
<...>
Лёня приехал из Москвы с Борисом Хмельницким. Привезли картонный ящик деликатесов: бананы, ветчину, зефир в шоколаде, шпроты, печень трески. У нас праздник! Нашу картину приняли в «Совэкспортфильм»! Гуляем!
Леонид Осыка и Светлана Князева, 1985.
Из архива С. А. Князевой
Борис Хмельницкий в картине «Этюды о Врубеле», 1989.
Из архива С. А. Князевой
Борис ушёл из Театра на Таганке. Рассказывал, что «старички» во главе с Николаем Губенко испортились, что нет в театре былого понимания и единения. А он, Борис, будет делать ставку на кино и привёз Леониду Осыке сценарий для фильма по рассказу Алексея Толстого «Чёрная пятница».
— Для Светланы там есть симпатичная роль жены русского писателя-эмигранта, у неё хорошее имя — Мура.
Меня попросили почитать сценарий вслух. Он понравился нам с Лёней. Борис предложил:
— У меня в ФРГ есть друг, продюсер Юра Михайлов, я переговорю с ним по поводу этого сценария. Может быть, он организует совместную постановку с ФРГ?
На что Лёня сказал:
— Я не выездной. Вряд ли меня выпустят в капстрану. Мне по секрету сообщил один кгбист, что я «на учёте». Ведь я общался с диссидентами Иваном Дзюбой, Аллой Горской, дружил с писателем-эмигрантом Виктором Некрасовым (автором в «Окопах Сталинграда»). Мы с ним даже однажды попали в медвытрезвитель о чём сразу же сообщили по «Голосу Америки», и нас спешно выпустили. Я дружу с Сергеем Параджановым и со многими другими «неблагонадёжными» людьми, с точки зрения КГБ и компартии. Да и сам я частенько говорил негодяям то, что думал о них на самом деле. Директор фильма Татьяна Кульчицкая однажды сказала мне: «Лёня, ты так смело высказываешь свое мнение о людях, стоящих у власти, будто за твоей спиной стоит, как минимум, генерал КГБ!» За моей спиной нет генерала, поэтому меня вряд ли выпустят из Союза.
— Ну, это мы ещё посмотрим, — сказал Борис. — Времена меняются. Уже даже Параджанова выпустили впервые за границу, в Роттердам, на вручение премии «20 режиссеров будущего»!
— Кстати, о Викторе Некрасове хочу рассказать забавную историю, — заулыбался Лёня. — Мы с Виктором Платоновичем прогуливались по Крещатику. Когда дошли до Пассажа, где он жил, он пригласил меня в гости. Мы зашли в квартиру. Я увидел его старенькую мать, спавшую в кресле. Виктор стал что-то громко рассказывать, а я говорю ему: «Нам надо потише разговаривать, чтобы не разбудить маму». На что Некрасов мне сказал «Моя мама оглохла еще в 1917 году от выстрелов «Авроры», так что не бойся, мы её не разбудим».
Мы с Борисом рассмеялись, а Лёня продолжил воспоминания о любимом писателе и друге.
Когда мы с Виктором Платоновичем попали в медвытрезвитель, милиционер начал записывать наши данные. Он обратился к Некрасову: «Назовите свою фамилию, имя, отчество». Виктор сказал: «Пишите... Барклай-де-Толли..., через черточки, да-да, правильно, а год рождения? ...1776... вы пишите, пишите...»
|
|
Виктор Некрасов перед Капитолием, зданием Конгресса США. Вашингтон, 1960 Из архива С. А. Князевой
|
Автограф Виктора Некрасова для Леонида Осыки: «Дорогой Леня — будешь в Вашингтоне веди себя приличнее. Обнимаю! В. Некрасов 9/V 73». Из архива С. А. Князевой
|
Светлана Князева «Такая вот жизнь и такое кино: по дневникам (1984—1994)»