|
Виктор Некрасов в изобразительном искусстве
Анна Крюгер-Прахова
Крюгер-Прахова Анна Августовна (26 июля (7 августа) 1876, село Сквира, ныне город в Киевской области — 29 сентября 1962, Киев) — живописец, график, скульптор, художник декоративно-прикладного искусства, педагог. Член Союза художников УССР (1936).
Родилась в семье известного киевского нотариуса Августа Федоровича Крюгера. Ее сестра Маргарита стала женой художника Александра Мурашко. Сестра Екатерина основала в Киеве женскую гимназию, где преподавала и другая сестра — Елизавета.
Анна Крюгер в 1890-е училась в Киевской рисовальной школе Николая Мурашко. В 1906 году окончила Высшее художественное училище живописи, скульптуры и архитектуры при Императорской академии художеств в Санкт-Петербурге. К тому времени она уже была замужем за сыном мзвестного российского искусствоведа Адриана Прахова — художником Николаем Праховым.
Осенью 1913 года Анна Крюгер-Прахова вместе с Александром Мурашко открыли художественную школу-студию, проработавшую до 1917 года.
В 1912-1920 гг. — преподаватель Киевского художественного училища, в 1924—1933 гг. — художественно-промышленной студии Праховых, в 1945—1946 гг. — Киевского училища прикладного искусства.
Произведения: «Езда на оленях», «Набережная на о. Капри», «Купание», «Татарки» и др., портреты академика В. П. Филатова, профессора В. В. Пухальского, писателя В. П. Некрасова. Соавтор декорирования Владимирского собора в Киеве.
Участвовала в выставке Киевского товарищества художников (1918), товарищества деятелей украинского пластического искусства (1918), выставке секции ИЗО Всерабиса (1924) в Киеве, юбилейной выставке искусства народов СССР в Москве (1927) и др.
Произведения Крюгер-Праховой находятся в ряде музейных собраний, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Музее русского искусства в Киеве и других.
У Анны Августовны было шестеро детей. Одна из дочерей — Нанина Прахова (в замужестве Алексеева). Виктор Некрасов учился с Наниной в Киеве в театральной студии при Театре им. Леси Украинки, а в 1938 году они вместе работали во Владивостоке в Театре Тихоокеанского флота. После войны Нанина Прахова оказалась в городке Яидервиле, предместьи Перта (Австралия), вышла замуж, родила двух сыновей. Будучи в Австралии Виктор Некрасов посетил ее дом и познакомился со всей семьей, о чем написал в записках «Из дальних странствий возвратясь… (Рим, Париж, Нью-Йорк, Камчатка, далее везде...)».
Нанина Прахова, В. П. Некрасов, Л. Н. Александров, А. И. Лакшин, Владивосток, 1938
Портрет Виктора Некрасова работы Анны Крюгер-Праховой, 1946
Написанный маслом портрет (размером 70 х 60 см) висел на стене в кабинете Некрасова в Киеве до самого отъезда писателя за границу. Он находился там же, до тех пор пока в квартире жил друг Некрасова журналист Всеволод Ведин, которому Виктор Платонович оставил ключи. После смерти Ведина, Виктор Некрасов был официально выписан из квартиры, а его оставшиеся вещи и мебель были вывезены на мусорную свалку во дворе. В том числе был выброшен и этот портрет Некрасова.
Как рассказывает Олег Петрик, зимой 1977 года ему позвонила знакомая, косметолог Нина Михайловна Харченко. Она сообщила, что ее клиентка, жена профессора, вселившегося в покинутую квартиру Виктора Некрасова, рассказала ей, что оставшиеся вещи и бумаги писателя она выбросила на свалку во дворе их дома.
Узнав об этом, Петрик вместе с Зирой Борисовной, женой искусствоведа и коллекционера Семена Ефимовича Резникова, подъехали на такси прямо к свалке, где увидели прислоненное к стенке обезображенное полотно на подрамнике. Зира Борисовна забрала его и они уехали.
Затем много лет после этого, в 1988 году, С. Е. Резников пригласил к себе на квартиру свою знакомую, художника-реставратора Людмилу Владимировну Когут, где и показал ей сильно поврежденную картину. По словам Л. В. Когут, полотно носило следы многочисленных прорывов, в том числе девяти сквозных круглых отверстий. Оно было обезображено до такой степени, что практически невозможно было различить, что на нем изображено. По просьбе коллекционера, Людмила Владимировна взялась за восстановление холста. Нарушения полотна были настолько серьезными, что ей пришлось восстанавливать его буквально по отдельным нитям, склеивая их специальным бесцветным клеем. И только после первичного восстановления, стало возможным рассмотреть, что на нем изображен портрет мужчины.
Портрет Виктора Некрасова после первичного восстановления, до окончательной реставрации
И после того как Людмила Владимировна произвела окончательную реставрацию, портрет обрел свой первоначальный облик.
Подписи рукой художника на обороте холста: «Другу Вике от семьи Праховых» и «Портрет работы Анны Августовны Крюгер-Праховой»
При жизни Семена Ефимовича Резникова этот портрет находился в его коллекции, а после кончины коллекционера перешел к наследникам.
Нанина Прахова
|
|