ГлавнаяСофья МотовиловаВиктор КондыревБлагодарностиКонтакты
`


Биография
Адреса
Хроника жизни
Семья
Произведения
Библиография
1941—1945
Бабий Яр
«Турист
с тросточкой»
Дом Турбиных
Письма
Документы
Фотографии
Рисунки
Экранизации
Инсценировки
Аудио
Воспоминания
Круг друзей ВПН:
именной указатель
Похороны ВПН
Могила ВПН
Могилы близких
Память
Стихи о ВПН
Статьи о ВПН
Фильмы о ВПН
ВПН в изобр.
искусстве
ВПН с улыбкой
Баннеры

Киевские адреса Виктора Некрасова

Адреса мест, связанных с творческой и общественной деятельностью Виктора Некрасова



Виктор Некрасов, Киев, 1974.
Фотография Виктора Кондырева

                Виктору Некрасову

Ты умирал и воскресал,
А время вдаль неслось без устали,
И вновь вскипал девятый вал,
И строки превращались в пустоши...

Турист без тросточки и лат,
Творец «Окопов» и «Мамаева»,
В делах смельчак, в душе солдат,
Который совестью измаялся.

Жизнь пролетела как стрела,
Стал Киев твой чужим и чинным,
Власть, поучая, жгла дотла,
Однажды в дом вошли мужчины...

Их было девять, милых душ,
Посланцев ведомства известного,
Ты был как приз, как сладкий куш,
Смутьян в хоромах мира пресного.

Потом Борисполь и Париж,
Плас Кеннеди взамен Крещатика,
А дома благодать и тишь,
А в сердце День Победы — Арктика.

Не знаю как и почему,
Ты стал мне нежным старшим братом,
И если я себя пойму,
То лишь с тобою и Булатом.

«Не тот Некрасов»? Нет, он тот,
Что удивляет и притягивает,
Но не протягивает счет
И славою не завораживает.

Придет, уйдет прошедший век,
Смеясь и плача нашей удали,
В высоком званьи — человек,
Не ставший цербером и пугалом.

В Пассаже новая толпа,
И кто ты был она не знает,
Непостижимая судьба,
А город твой навеки тает.

Так получилось, ты со мной,
Ты светишь мне во мраке жизни,
Чтоб легче мне пройти сквозь строй
И равнодушие Отчизны.

     22 августа 2014 г.

                      Юрий Виленский


  • Аскольдова могила
  • Парк (бывшее кладбище) вокруг церкви начала XIX в., имевшей в 1930-е — 1990-е гг. вид парковой ротонды.
    Капитальная лестница между террасами парка — архитектурный проект Виктора Некрасова, когда в 1937—1938 гг. он работал в архитектурных мастерских архитектором.



    Аскольдова могила, начало 1950-х.
    Фотография О. Шексна





    Лестница, построенная по архитектурному проекту Виктора Некрасова.
    Внизу лестницы Виктор Некрасов с приятелями, 1930-е.
    Фотография из рукодельного альбома ВПН





    Лестница на Аскольдовой могиле — архитектурный проект Виктора Некрасова,
    с открытки 1941 г. Из архива Михаила Кальницкого


  • Центральный железнодорожный вокзал
  • В 1929—1930-х гг. Виктор Некрасов принимал участие в работах по проектированию и возведению вокзала (открытого в 1932 г.), подготовил фотоочерк о новом здании. Об этом и о последующей реконструкции вокзала рассказано в «Городских прогулках» и «Записках зеваки».

    Отрывок из книги Виктора Некрасова «Записки зеваки»:

    <...>
    Пена-Стейшн невольно натолкнул меня сейчас на одну из излюбленных мною тем — вокзальную. Я с детства неравнодушен ко всему железнодорожному — паровозам, стрелкам, ночным зелёным глазам семафоров, фонарям в руках проводников и, конечно же, к вокзалам с их особым запахом, гулом и предотъездной, куда-то зовущей суетой. Идеалом был Брянский (ныне Киевский) вокзал в Москве — крытые стеклом платформы придавали ему особый, заграничный вид, ни дать ни взять — парижский вокзал Сен-Лазар, который я знал, правда, только по картине Клода Моне.

    Долгое время наш киевский вокзал был кровоточащей для нас раной, несмываемым позором. Такой город, а вокзал — барак. Длинный, одноэтажный, деревянный барак. А перед ним площадь — грязная, булыжная, с извозчиками и мальчишками: «Кому воды холодной!» Сейчас стоит новый вокзал, о котором и будет рассказ. Но прежде чем начать его, я убедительно прошу всех впервые приезжающих в Киев (не прилетающих, а именно приезжающих) не заходить внутрь вокзала, а, пройдя по перрону, выйти прямо к метро или по подземному ходу к троллейбусу. Так будет лучше.

    Вокзал — это ворота города. В Киеве их надо миновать. А возвращаясь к себе домой, постараться через вестибюль пройти, как это ни трудно, с закрытыми глазами. Так тоже будет лучше.

    Итак, в 1929 году начали строить новый вокзал. Это было событием. Объявили конкурс. Участниками его были известные московские и ленинградские архитекторы, но первую премию получил киевлянин — Александр Матвеевич Вербицкий, добропорядочный последователь дореволюционного модерна, маститый киевский архитектор, с которым впоследствии столкнула и меня судьба.

    Условия конкурса были довольно необычны. Фасад здания должен был быть выдержан в духе выходившего тогда на арену конструктивизма, но с учётом элементов украинского барокко. Сочетание, мягко выражаясь, довольно нелепое.

    Архитектор А. М. Вербицкий
    Вербицкий из этого тупика как-то выбрался. Отдал дань барокко в центральной части вокзала, обрамив громадное параболическое окно вестибюля так называемым кокошником. Украинского в нём было не ахти как много, но что-то от митрополичьих покоев Софийского собора всё-таки чувствовалось. Другой киевский архитектор, Дьяченко, в этой части пошёл ещё дальше, совсем приблизился к XVIII веку, поре расцвета украинского, так называемого мазепинского барокко. Братья же Веснины, напротив, сделали упор на современность, конструктивизм — бетон, стекло. Вербицкий нашёл середину — и бетон, и стекло, и вот, пожалуйста, кокошник.

    Мне проект вокзала очень нравился. Скажу по секрету, нравились мне тогда все проекты без исключения, но, поскольку строить предполагали по проекту Вербицкого, я влюбился именно в него.

    И вот, о счастье: окончив профшколу, я стажёром пошёл на строительство этого самого вокзала. Два года корпел в техотделе над синьками арматуры, а потом мастерил «восьмёрки» и «кубики» из литого бетона, которые, «схватываясь» на двадцать восьмые сутки, разрывались и раздавливались в бетонной лаборатории Политехнического института. Всё это мне казалось знаменательным и важным — я строил вокзал, красу и гордость нового Киева.

    Вокзал был весь в лесах — и снаружи, и внутри, — и я бегал по ним, как матрос по реям, и любовался с сорокапятиметровой высоты вестибюля (того самого кокошника) расстилавшимся внизу городом — куполами Владимирского собора, далёкой Софией и маленьким памятником Ленину у самого вокзала, на виадуке над товарными путями — скромный бюст, обсаженный вокруг трогательными незабудками.

    Потом леса сняли, и вокзал предстал в своей бетонной наготе — в гигантских параболических, освобождённых от опалубки арках было что-то торжественное, от древних соборов, величественное. И в то же время всё было просто и целесообразно. Вестибюль, широкая лестница, направо и налево залы ожидания, высокие, светлые, без всяких украшений — XX век…

    Я был счастлив и горд. Снял своего любимца со всех возможных точек и фотографии отправил в журнал «Глобус». Их напечатали. Гордость и счастье дошли до предела.

    Так простоял вокзал до войны, до прихода немцев. Уходя, они попытались его взорвать, но «мой» бетон был крепок и толу не поддался — только стёкла повылетали и кое-где закоптилась белоснежная штукатурка.

    Но главная трагедия ожидала вокзал впереди. Его восстановили. Но как? Кому-то показалось, что торжество победы неотъемлемо связано с пышностью форм. Побольше колонн, карнизов, капителей, завитков, лепных украшений. Это называлось «обогащением». И обогатили…

    Нет, приезжий, очень прошу тебя — не заходи внутрь вокзала. Всё, что есть безвкусного, лишённого какой-либо архитектурной логики, собрано там воедино. Арки уничтожены, заменены спаренными колоннами, параболические окна по мере возможности заделаны и «украшены» по бокам нелепыми пилястрами, потолок усеян какими-то звёздочками, в залах ожидания на стенах производственно-идиллические пейзажи, вместо светящихся плафонов — тяжёлые метростроевские люстры. От замысла архитектора не осталось ничего. Смотрел ли автор этой расправы — имени его не будем называть — в глаза Вербицкому, когда расправлялся с его творением? Ведь он был, кажется, его учеником.

    Я, кстати, тоже был. Делал под его руководством проект опять-таки вокзала (он был почему-то полукруглый, более чем неудобный для эксплуатации), а затем какого-то ресторана на берегу Днепра. Дружбы у нас не получилось. Александр Матвеевич внимательно, молча, сквозь пенсне рассматривал мои архитектурные упражнения, качал головой и выше «тройки» оценки мне не ставил.

    Потом уже, после войны, пытаясь попасть в аспирантуру своего же Строительного института, я опять попал к нему, и он тихо и спокойно, такой же, как и до войны, седой, длиннолицый, в пенсне, срезал меня на «кляузуре» — блиц-проекте, который нужно сделать, не выходя из аудитории, за какие-нибудь три-четыре часа. «Воевали вы, может быть, и неплохо, не мне судить, но до аспирантуры надо всё-таки малость восстановить забытое. Поработайте годик-другой в проектном бюро, а потом милости просим».

    С горя я напился и устроился в газету.

    <...>

    Слева-направо: Евгений Царинский, Виктор Некрасов,
    неопознанный на строительстве Киевского вокзала, 1929
    Киевский вокзал,
    рисунок Виктора Некрасова, 16 х 23 см, карандаш, 1930-е




    Киевский железнодорожный вокзал, 1932


    Иван Фищенко, фронтовой друг Виктора Некрасова и
    Зинаида Николаевна Некрасова,
    Киев, железнодорожный вокзал, 1952.
    Фотография Виктора Некрасова

    Иван Фищенко, Киев, 1952.
    Фотография Виктора Некрасова






    Зинаида Николаевна Некрасова, Киев, железнодорожный вокзал, 1952.
    Фотография Виктора Некрасова





    Виктор и Галина Некрасовы, Вадик, Мила и Виктор Кондыревы,
    Киевский вокзал, август 1974


  • Бабий Яр
  • В 1966 г. Виктор Некрасов участвовал в митинге памяти, приуроченном к 25-летию нацистских расстрелов в Бабьем Яру. Тема Бабьего Яра отражена в ряде его произведений.



    Иван Фищенко и Иван Богорад, Бабий Яр, Киев, около 1955 г.
    Фотография Виктора Некрасова





    Иван Фищенко и Иван Богорад, Бабий Яр, Киев, около 1955 г.
    Фотография Виктора Некрасова





    Бабий Яр в процессе замывки, Киев, 1959.
    Фотопанорама, сделанная Виктором Некрасовым (Увеличить)



    Митинг в Бабьем Яру, 1966 год.
    Отрывок из документального фильма
    «Виктор Некрасов. Вся жизнь в окопах», 2011.
    Авторы и режиссеры: Елена Якович, Алексей Шишов







    Виктор Некрасов, Бабий Яр, 29 сентября 1966 г.
    Кадр из документальной ленты,
    снятой кинооператором Эдуардом Тимлиным во время митинга в Бабьем Яру





    Японский переводчик произведений ВПН Утимура,
    переводчица и Виктор Некрасов, Киев, Бабий Яр, 1968


  • Произведения Виктора Некрасова, посвященные трагедии в Бабьем Яру

  • Эммануил Диамант «Снова эхом отзывается в памяти: Бабий Яр…» (2016; .pdf)

  • Эммануил Диамант «Бабий Яр: или память о том, как в народ превращалось строптивое племя» (2011; .pdf)


  • Ул. Банковая (Орджоникидзе), 2
  • Особняк.
    Помещение Союза писателей УССР с 1953 г.



    Ул. Банковая, 2, современный вид


  • Ул. Банковая (Орджоникидзе), 11—13
  • Администрация Президента Украины (прежде здание ЦК Компартии Украины)
    Здесь Виктор Некрасов встречался с первым секретарем ЦК КПУ П.Е. Шелестом в конце 1964 г.



    Ул. Орджоникидзе, 11—13




    Ул. Банковая, 11—13, современный вид


  • Ул. Владимирская, 33
  • Здание СБУ Украины (бывшее КГБ УССР).
    Сюда Виктор Платонович вызывался на допросы в 1974 г. вместе с женой Галиной Викторовной.

    Художница Ада Рыбачук вспоминает о разговоре
    с Виктором Некрасовым перед его допросом в КГБ.
    Отрывок из документального фильма
    «Виктор Некрасов. Вся жизнь в окопах», 2011







    Ул. Владимирская, 33, современный вид.
    Фотография Михаила Кальницкого


  • Ул. Владимирская, 42
  • Жилое и офисное здание.
    Адрес издательства «Дніпро», публиковавшего произведения Виктора Некрасова.



    Ул. Владимирская, 42, современный вид




    Ул. Владимирская, 42, современный вид


  • Ул. Владимирская, 56, угол бульвара Тараса Шевченко (строение полностью реконструировано)
  • Офисное здание.
    Здесь находилась редакция газеты «Радянське мистецтво», заведующим отделом которой с марта 1945 по 1947 год был Виктор Некрасов.






    Ул. Владимирская, 56




    Ул. Владимирская, 56




    Ул. Владимирская, 56, осень 1978.
    Фотография Василия Галайбы





    Ул. Владимирская, 54 и 56, зима 1981.
    Фотография Василия Галайбы





    Ул. Владимирская, 56, зима 1982.
    Фотография Василия Галайбы


  • Ул. Крещатик, 8
  • Бывший киевский корпункт Агенства печати «Новости»
    Здесь, с конца 1960-х и до своего отъезда, Виктор Некрасов регулярно встречался с руководителем корпункта АПН, своим другом В.В. Вединым.



    Корпункт АПН, ул. Крещатик, 4 (справа), 1978.
    Ранее агенство находилась по адресу Крещатик, 8 (на фотографии слева).
    Фотография Василия Галайбы





    Корпункт АПН, ул. Крещатик, 4 (справа), 1977.
    Ранее агенство находилась по адресу Крещатик, 8





    Виктор Некрасов и Всеволод Ведин, 1960-е




    Возле корпункта АПН.
    Всеволод Ведин, Виктор Некрасов,
    Юрий Дулерайн, артист Вячеслав Малгамов, Киев, 1972.
    Фотография из книги Юрия Дулерайна «Киевские записки»


  • Ул. Крещатик, 36
  • Киевская мэрия (бывшее здание горисполкома).
    В 1970 году Виктор Некрасов встречался с председателем исполкома Киевского городского совета депутатов Владимиром Гусевым, который занимал эту должность в 1968-1979 гг.



    Ул. Крещатик, 36.
    Здание Киевсовета, конец 1950-х





    Виктор Некрасов и Владимир Гусев, Киев, 1970




    Ул. Крещатик, 36.
    Здание Киевсовета, 1974.
    Фотография Николая Козловского


  • Ул. Михаила Грушевского (Кирова), 5
  • Здание Верховного Совета Украины.
    Сессионный зал — место одной из «проработок» Виктора Некрасова в 1963 г. при участии Н.В. Подгорного, когда писатель в своем выступлении смело и уверенно парировал обвинения.



    Рисунок Виктора Некрасова «Здание сессионного зала Верховной Совета УССР».
    Опубликован в газете «Радянське мистецтво» 13 ноября 1945





    Рисунок Виктора Некрасова «Верховный Совет УССР», тушь, 11 х 15 см, 1945




    Ул. Михаила Грушевского (Кирова), 5, начало 1950-х.
    Здание Верховного Совета УССР.
    Фотография Г. Угриновича





    Виктор Некрасов на трибуне в Верховной Раде УССР
    на Совещании идеологических работников, 9 апреля 1963 г.
    «Я писал и буду писать правду, ту правду, которую мы защищали в окопах на Волге!»


  • Ул. Десятинная, 2
  • Бывшее помещение горкома и обкома КПУ, ныне МИД Украины.
    Здесь Виктора Некрасова исключали из партии.



    Ул. Десятинная, 2, современный вид.
    Здание МИД Украины


  • Ул. Институтская (Октябрьской революции), 1
  • Зал Октябрьского дворца — место одной из «проработок» Виктора Некрасова в 1963 г., когда в его защиту выступил И.М. Дзюба.



    Ул. Октябрьской революции, 1


  • Проспект Победы, 44
  • Киностудия им. А. Довженко.
    Виктор Некрасов некоторое время был членом художественного совета киностудии.





  • Ул. Пушкинская, 6
  • Офисное здание (ныне посольство Туркмении).
    Бывший Ленинский райком КПУ, где бывал Виктор Некрасов.




    Ул. Пушкинская, 6, современный вид


  • Ул. Пушкинская, 32
  • В 1970-е гг. здесь находилась редакция журнала «Радуга», с которым Виктор Некрасов сотрудничал и где ему устраивали партийные «проработки».



    Ул. Пушкинская, 32, июль 2015




    Ул. Пушкинская, 32, июль 2015


  • Ул. Щорса, 18
  • Помещение Киностудия хроникально-документальных фильмов.
    Место работы над несколькими фильмами при участии В.П. Некрасова, Р.А. Нахмановича и др.



    Виктор Некрасов и Гелий Снегирев, Киев, 1971.
    Киевская киностудия хроникально-документальных фильмов.
    Фотография Виктора Кондырева





    Виктор Некрасов и Рафаил Нахманович, 1960-е годы.
    Киевская киностудия хроникально-документальных фильмов.
    Фотография из книги: Нахманович Р.А. «Возвращение в систему координат, или Мартиролог метека»





    Ул. Щорса, 18, современный вид




    Ул. Щорса, 18, современный вид


  • Ул. Ярославов Вал (Ворошилова), 3
  • Особняк.
    Помещение Союза писателей УССР с 1938—1941 и 1944—1953 гг.



    Ул. Ярославов Вал, 3, май 2015


  • Ул. Ярославов Вал (Ворошилова, Полупанова, Большая Подвальная), 10
  • Жилое и офисное здание.
    Со стороны двора находился корреспондентский пункт «Литературной газеты», где В.П. Некрасов встречался с Л.Н. Волынским, Н.И. Дубовым, Г.И. Кипнисом, В.Л. Киселевым, М.Н. Пархомовым (см. воспоминания Г.И. Кипниса).



    Виктор Платонович Некрасов среди друзей (Фото № 1).
    Киев, возле корреспондентского пункта «Литературной газеты» на ул. Большой Подвальной (бывшей улице Ярославов Вал, Полупанова, Ворошилова и теперь снова Ярославов Вал), во дворе дома № 10, 9 мая 1966 г.




    Виктор Платонович Некрасов среди друзей (Фото № 2).
    Киев, возле корреспондентского пункта «Литературной газеты» на ул. Большой Подвальной (бывшей улице Ярославов Вал, Полупанова, Ворошилова и теперь снова Ярославов Вал), во дворе дома № 10, 9 мая 1966 г.


                                                                            1) Виктор Некрасов
                                                                            2) Маркс Коростышевский
                                                                            3) Леонид Волынский
                                                                            4) Григорий Кипнис
                                                                            5) Борис Гопник
                                                                            6) Лазарь Лазарев
                                                                            7) Рафаил Нахманович
                                                                            8) Владимир Киселев
                                                                            9) Исаак Пятигорский
                                                                            10) Яня Богорад
                                                                            11) Мирон Зильберман
                                                                            12) Ефим Либов
                                                                            13) ?
                                                                            14) ?
                                                                            15) Михаил Пархомов
                                                                            16) Антон Зелинский
                                                                            17) Иона Деген
                                                                            18) Александр Волынский
                                                                            19) Дмитрий Поправко




    Ул. Ярославов Вал, 10, 1984




    Ул. Ярославов Вал, 10, май 2015




    Ул. Ярославов Вал, 10, май 2015




  • Адреса проживания В. П. Некрасова в Киеве

  • Адреса обучения В. П. Некрасова в Киеве

  • Адреса культурных учреждений и публичных заведений,
    связанных с повседневной жизнью В. П. Некрасова

  • Киевский круг друзей и знакомых В. П. Некрасова

  • Адреса родных, друзей и знакомых

  • Адреса, упомянутые в произведениях Виктора Некрасова

  • Киевские прогулки Виктора Некрасова с родными, друзьями, знакомыми

  • Адреса памяти Виктора Некрасова в Киеве

  • Произведения Виктора Некрасова, связанные с киевской тематикой

  • Папка «Киев» из архива Виктора Некрасова


  • 2014-2017 © Интернет-проект «Сайт памяти Виктора Некрасова»
    При полном или частичном использовании материалов
    ссылка на www.nekrassov-viktor.com обязательна.
    Фотоматериалы для проекта любезно переданы
    В. Л. Кондыревым.                                                                                                                                                                                                                               
    Flag Counter